Автомобильная изоляция Приднестровья

С 1 сентября 2021 года автомобили на приднестровских номерах не смогут пересекать границу Украины. Об этом решении 22 февраля сообщил и.о премьер-министра РМ Аурелиу Чокой после встречи с послом Украины в Молдове Марко Шевченко.

Помимо транспортных средств зарегистрированных в соответствии с законодательством РМ, исключение составят автомобили приднестровцев на «нейтральных номерах» с наклейкой «MD».

«НП-информ» вспоминает хронологию номерных договоренностей и изучает подводные камни самого механизма «нейтральных номеров».

История нейтралок

Протокольное решение «Об участии транспортных средств из Приднестровья, не осуществляющих коммерческую деятельность, в международном дорожном движении» было подписано в апреле 2018 года.

Его подписание было направленно на осуществление права граждан республики на свободу передвижения и должно было позволить приднестровским автомобилистам беспрепятственно выезжать за рубеж.

Однако сама суть соглашения исказилась действиями молдавской стороны. Так, спустя почти год после подписания соглашения у приднестровских водителей, обменявших номера на нейтральные, возникли проблемы со въездом в страны ЕС и Украину. Пограничники сопредельного государства стали требовать «международно-признанные» водительские удостоверения.

В июле 2019 во время встречи в формате 1+1 представители приднестровского МИД указали, что Кишинев недобросовестно выполняет договоренность, отказываясь выпускать за рубеж приднестровских автовладельцев, у которых нет молдавских водительских удостоверений.

Как оказалось, чтобы воспользоваться возможностью выехать за рубеж с нейтральными номерами, приднестровцам предлагается получать молдавские водительские права. Без них через молдавские посты не пропускают за границу. Хотя согласованный и вступивший в действие в 2018 году механизм действия нейтральных номеров такого требования не предусматривал.
В январе 2020 года молдавские власти в одностороннем порядке запретили автомобилям с приднестровскими номерами пересекать границу, мотивируя свои действия ускорением процесса получением нейтральных номеров.

В ответ на этот запрет Приднестровье пригрозило зеркальными мерами. Предполагалось ввести ограничение на пересечение государственной границы Приднестровья и Украины для всех типов транспортных средств, зарегистрированных в РМ и управляемых постоянно проживающими в Молдове гражданами, обладающими водительскими удостоверениями РМ. На этом фоне Молдова передумала вводить транспортную блокаду.

Летом 2020 года граждане ПМР стали сдавать нейтральные номера и менять их на приднестровские.  

«Причина очевидна. Это то, что они не могут использовать эти номера для международного движения, поскольку Кишинев блокирует их выезд на основе отсутствия молдавского водительского удостоверения. Пришлось мне зачитать несколько выдержек из наших договорённостей, где ни слова не сказано о молдавском документе. Зато сказано, что есть документы Приднестровья. Есть факт постоянного проживания на территории Приднестровья», — отметил министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев.

 

Обратная сторона договоренностей

Приднестровский МИД изначально считал действующее положение о нейтральных номерах недостаточным, поскольку под соглашение не попадали грузовой и пассажирский приднестровский автотранспорт. А с течением времени выяснилось, что и обычные автовладельцы не могут воспользоваться преимуществом нейтральных номеров, так как для пересечения молдавской границы требуются молдавские водительские документы.

Молдова настаивает на том, что согласно Венской конвенции, для пересечения границы государства водитель должен иметь национальное или международное водительское удостоверение, выданное государством-членом ООН.

Приднестровье предлагает разрешить эту проблему через проект нейтральных водительских удостоверений. РМ этот проект игнорирует.

Молдова проводит регистрацию и выдает «нейтральные» номера для приднестровских автомобилей с 1 сентября 2018 года. До настоящего времени перерегистрацию прошли менее пяти процентов зарегистрированных в Приднестровье автомобилей.

В МИД ПМР отмечают, что замена приднестровских водительских удостоверений на молдавские значительно пополнит бюджет соседнего государства.

В Приднестровье по примерным подсчетам порядка 100 тыс. водителей. На обмене их водительских удостоверений, за которые молдавское агентство публичных услуг берет 800−1000 леев ($ 50−$ 60), Кишинев заработает около $ 5−6 млн. Аналогичная сумма формируется и при перерегистрации транспортных средств с приднестровских на так называемые нейтральные номера.